Что такое деньги, как они появились и зачем нужны? 


Цель этого раздела — познакомить ребенка с миром денег, рассказать, как они появились и какую роль играют в отношениях между людьми. Прочитайте вместе страницы 11–12 книги «Дети и деньги» и узнайте, что такое бартер, почему деньги — это особый товар, а также о стоимости труда. А теперь поиграем! 

зн. игра2.pngИгра

Проведите свой первый бартерный обмен. Возьмите 3–4 предмета, например продукты из холодильника (яблоко, йогурт, сок, конфеты и т.п.) или вещи из ванной (зубную пасту, мыло, шампунь, мочалку и т.п.), дайте их ребенку, а себе возьмите 3–4 игрушки. Задача: предложите обменять продукты из холодильника (или вещи из ванной) на игрушку. В этот момент поясняйте ребенку, что каждый товар имеет свою ценность в зависимости от вложенного в него труда и т.п. В итоге отметьте, что не всегда можно равноценно обменять один товар на другой, поэтому и необходимы деньги.

гл 5-6 (1).pngВведите в игру «деньги». В качестве денег для начала можно использовать любой товар, который имеется в большом количестве, например конфеты, пуговицы, ракушки, бусинки и т.п. Теперь назначьте цену за ваши продукты из холодильника, вещи из ванной и игрушки. А теперь попробуйте обменяться товарами за «деньги», при этом определяя, какое количество «денег» (конфет, пуговиц и т.п.) ребенок готов обменять на один товар (например, игрушку), а какое количество — на другой (например, зубную пасту). Отметьте, что «деньги» позволяют сравнивать между собой различные товары. Именно для этого и появились деньги, роль которых сначала исполняли ценные предметы (например, меховые шкурки). Потом для удобства появились монеты, а затем и бумажные купюры.

Расскажите ребенку, что не все можно купить за деньги и не всегда в них счастье. Поделитесь с ребенком веками накопленной народной мудростью на примере пословиц и поговорок. Прочитайте с ребенком следующие пословицы. Предложите ребенку угадать, что значит та или иная пословица, внимательно выслушайте ответ. Обсудите ответы с ребенком. В случае необходимости помогите ребенку понять суть приведенных примеров.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Возможное объяснение: за деньги дружбу не купишь, а друзья всегда придут на помощь.
  • Не в деньгах счастье. Говорится, чтобы подчеркнуть, что одни только деньги не делают человека счастливым. А счастье за деньги, как и дружбу, купить нельзя.
  • Не с деньгами жить, а с добрыми людьми. Добрые, хорошие отношения между людьми ценятся дороже, чем деньги.
  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить. Зарабатывать деньги всегда труднее, чем тратить.
  • Не все то золото, что блестит. Золото очень ярко блестит на солнце, но не всегда то, что выглядит броско, представляет реальную ценность. Можно быть скромным, тихим, но при этом обладать большими достоинствами. Например, помогать маме и не кричать об этом на каждом углу.
  • За спрос денег не берут. Не нужно бояться спрашивать, если чего-то не знаешь или в чем-то не уверен. Обязательно найдется тот, кто поможет решить вопрос абсолютно бесплатно.
  • Уговор дороже денег. Когда люди договорились о чем-то, очень важно исполнить договор. Если человек честный и отвечает за свои слова — его будут уважать. А если к своим обещаниям человек относится безответственно, то очень скоро он потеряет доверие окружающих.
  • Денежка любит счет, а хлеб — меру. Пословица говорит о том, что к деньгам и хлебу надо относиться бережливо и не тратить их неразумно, без счета. Объясните ребенку, что для русского человека испокон веков самой главной едой был хлеб (Хлеб – всему голова), поэтому бережно относиться нужно не только к деньгам, но и к пище.


2.pngНе забудьте внести записи в Дневник успеха ребенка! Отметьте достижения Вашего ребенка. Регулярное ведение записей позволит Вам избежать пробелов в программе его финансового воспитания.