Цель этого раздела — познакомить ребенка с самыми распространенными рекламными ловушками, в которые мы все регулярно попадаем. Ребенок сможет распознавать эти ловушки и таким образом избегать ненужных покупок. Начнем!
1. Расскажите ребенку, что такое реклама. По своей сути реклама — это передача информации о товаре от продавца покупателю с помощью различных каналов: телевидения, газет, радио, Интернета и т.д. Цель рекламы — рассказать о товаре как можно более интересно, завлечь покупателя и сделать так, чтобы ему очень сильно захотелось купить эту вещь. Однако далеко не всегда то, что говорит уверенный голос диктора в рекламе, — правда. Очень часто свойства товаров приукрашивают. Кроме того, затраты на рекламу (оплата съемок, актеров, размещение рекламы на ТВ и радио и прочее) закладываются в стоимость товара.
Приведите пример: возьмите две ручки, одну — самую обычную, а вторую — с небольшим отличием, например, с блестящим колпачком. Представьте одну из них как супер уникальный товар с удивительными свойствами. Расскажите, что чернила этой волшебной ручки сделаны из экологически чистых чернильных ягод, которые растут только на левом склоне горы и собираются вручную, о том, что эта волшебная ручка точно поможет получать в 3 раза больше пятерок, а еще будто бы известно, что именно такой ручкой писал Гарри Поттер в Хогвартсе. Теперь озвучьте цену – например, за обычную ручку попросите 30 рублей, а за уникальную – 150 рублей. Спросите, что выбирает ребенок? Теперь обсудите его решение – понял ли он, что лишние 120 рублей он заплатит за рекламу? Если нет, начните сначала на другом примере.
2. Познакомьте ребенка с основными ловушками рекламы. Для того чтобы не переплатить за свою покупку, важно не попасться в ловушки, которые нам приготовила реклама. Для этого нужно знать основные приемы, с помощью которых реклама пытается управлять нашими желаниями.
— Реклама пытается угадать ваши тайные желания и говорит, что предлагаемый товар может сделать их явью (например: с этим шампунем все мужчины будут от вас без ума; съешь эту шоколадку — она полезна для мозга, будешь хорошо учиться; воспользуйся этим дезодорантом — и станешь успешным).
— Реклама обещает решение всех проблем (например: Хотите идеальные белые зубы? Пользуйтесь нашей зубной пастой! Мучает перхоть? Наш шампунь избавит вас от нее навсегда!).
— Реклама стремится убедить вас в том, что повышение вашего социального статуса и самооценки напрямую связано с рекламируемым товаром (например: Вы этого достойны! Побалуйте себя! Только для истинных ценителей!).
— Реклама обращается к авторитетам (этой зубной пастой пользуются лучшие стоматологи, этот крем рекомендуют лучше косметологи, а этому маслу доверяют все лучшие повара страны).
— Реклама использует все богатство сравнений для того, чтобы заставить вас поверить в уникальность товара («новая», «уникальная», «революционная», «первая», «единственная», «эффективная» —- зубная паста, шампунь, игра, и т.п.).
— Реклама использует приятные, располагающие образы, например детей, животных (вы видите в рекламе детского питания довольного ребенка, и вам тоже хочется купить это питание, чтобы ребенок был довольным).
Знали ли вы?
Производители новых товаров очень часто «придумывают» проблемы, чтобы продать свой товар покупателю? Так, признанный сейчас стандарт о том, что у ухоженной женщины должны быть гладкие ножки, был придуман предпринимателями, которые решили расширить свою аудиторию, начав продавать бритвенные станки женщинам. А пока эта идея не пришла предпринимателям в голову, никто об этом и не задумывался. Еще один пример — всевозможные освежители дыхания. До того, как их изобрели, несвежее дыхание не считалось каким-то страшным пороком.
Предложите ребенку определить, на какие рекламные ловушки предложенные примеры рассчитывают его поймать?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
№ изображения |
Рекламные ловушки, которые в ней использованы |
Реклама 1 |
|
Реклама 2 |
|
Реклама 3 |
|
Реклама 4 |
|
Реклама 5 |
|
Реклама 6 |
|
3. Практикум! Ночь пожирателей рекламы. Устройте семейный просмотр рекламы и соревнование, кто больше рекламных ловушек в ней обнаружит. Пригласите в конкурсное жюри членов семьи (для чистоты эксперимента не приветствуется участие специалистов по рекламе, если в вашей семье есть такие — предложите им роль молчаливых судей). Раздайте бланки, смотрите ролики и фиксируйте ловушки. Важно, чтобы участники мероприятия могли обнаружить ловушку и объяснить ее значение. Посчитайте, кто из членов жюри окажется самым внимательным и найдет самое большое количество ловушек.
Реклама |
Я |
Папа |
Мама |
Брат/сестра |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
Не забудьте внести записи в Дневник успеха ребенка! Отметьте достижения Вашего ребенка. Регулярное ведение записей позволит Вам избежать пробелов в программе его финансового воспитания.