Как планировать личный и семейный бюджеты


В этой главе мы поговорим о личном и семейном бюджетах. В результате нашего разговора ребенок должен понять, что родители не из-за вредности не покупают ему все, что он захочет, а из-за того, что денег на все у семьи не хватает. Мы вместе разберемся, как планирование бюджета помогает грамотно совмещать наши запросы и возможности. Выполняя задания, постарайтесь быть максимально честными. У разных семей — разные возможности, и это абсолютно нормально. Начнем!


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.png1. Познакомимся с бюджетом. Ознакомьтесь с материалом книги «Дети и деньги» (стр. 37–38). Расскажите ребенку о том, из чего строится бюджет Вашей семье, какие у Вас основные доходы и расходы. Если Ваша семья не ведет бюджет, вместе с ребенком заполните следующую форму. Подсчитайте, какую часть семейного бюджета (одну пятую, одну вторую и т.д.) занимают разные расходы. Подведите итог: сколько в конце месяца остается «свободных» денег и как семья планирует их потратить?

Доходы

руб. в мес./ какую часть доходов занимают

Расходы за месяц, руб.

руб. в мес./ какую часть расходов занимают

Зарплата

Питание

Премии и бонусы

Жилье и услуги

Подарки деньгами

Одежда и обувь

Доходы от имущества, депозитов

Спорт, здоровье и образование

Подработка

Развлечения (кино, кафе, ежегодный отпуск и пр.)

Доход от «подушки безопасности», размещенной на депозите

Выплаты по кредитам

Кэш-бек

Накопления на финансовые цели

Налоговые льготы и пособия

Налоги, страхование имущества

Прочие доходы

Прочие расходы

Всего

Всего

ИТОГО


Например: ежемесячный бюджет семьи — 50 тыс. руб. Из них 25 тыс. руб. семья тратит на оплату питания, 3 тыс. руб. — на одежду и 12 тыс. руб. — на оплату кружков для детей. Для того чтобы узнать, какую долю расходов семьи занимают затраты на кружки, мы должны 12 тыс. руб. (затраты на кружки) разделить на 40 тыс. руб. (общие расходы).

12 тыс. руб. / 40 тыс. руб. = 0,3.

Таким образом, на кружки приходится чуть меньше трети ежемесячных расходов семьи.

Если Ваш ребенок уже изучал в школе проценты, то вычисление будет следующим:

12 / 40 ´ 100 = 30%.

Вывод такой же: чуть меньше трети расходов семьи приходится на кружки.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.png2. Оформим личный бюджет. Прочитайте стр. 38 книги «Дети и деньги» и посмотрите, как выстроила свой бюджет Маша. Обсудите с ребенком, за счет чего он пополняется. Посмотрите, какие в нем есть расходы. Спросите, все ли статьи доходов и расходов понятны Вашему ребенку. Попросите найти отличия в запланированном и фактическом бюджете Маши, обсудите, почему эти различия возникли. Предложите ребенку заполнить свой личный бюджет на месяц. Попросите его посчитать, на какие расходы ему потребуется больше всего денег.

Доход

руб. в мес. /
% от доходов

Расход

руб. в мес. /
% от расходов

Карманные деньги

 

Покупки (книги, игры, сладости и др.)

 

Дополнительная работа по дому

 

Накопления

 

Подарки

 

Развлечения (походы с друзьями в кино, в залы игровых автоматов и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1012 ур 1.pngзн. игра2.png3. Практикум «Бюджет под контролем!». Предупреждаем: на выполнение данного практикума Вам и Вашему ребенку потребуется много времени — минимум два месяца. В идеале же лучше выполнять его в течение 6–12 месяцев. Практиковаться мы будем в ведении личного бюджета Вашего ребенка, которому предстоит заполнять дневник доходов и расходов. Обсудите, из каких пунктов будут состоять его доходы — это могут быть карманные деньги, подарки. Также Вы можете определить несколько домашних дел, за которые Вы будете выплачивать ребенку прибавку к его личному бюджету. Графу «Расходы» пусть ребенок ежедневно заполняет сам. Каждый месяц собирайтесь на семейный совет и подводите итоги. На все ли траты в течение месяца ребенку хватало денег? Как он их экономил?

Обязательно обсудите с ребенком его впечатления от ведения финансового дневника. Нравится ли ему самому решать, когда и на что он потратит деньги? Как он считает, получается ли у него управлять своим бюджетом?

Итогом практикума должен стать полностью управляемый бюджет. Проанализируйте, удалось ли ребенку накопить деньги или весь свой бюджет он растратил на развлечения, игрушки и другие покупки. Соответствовало ли это планам и ожиданиям самого ребенка? Устраивает ли его такой результат?

Дата

Поступило
денежных средств

Источник

Дата

Израсходовано
денежных средств

Назначение расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




2.pngНе забудьте внести записи в Дневник успеха ребенка! Отметьте достижения Вашего ребенка. Регулярное ведение записей позволит Вам избежать пробелов в программе его финансового воспитания.