15.03.17
Как научить детей считать деньги
Как научить детей считать деньги

Несколько раз в год мы, сотрудники Хоум-Кредит-банка, приезжаем в разные школы и играем с детьми в финансовую игру «Полезные деньги». Игра длится примерно два часа. Весь класс делится на команды-семьи, и каждый игровой месяц (их всего пять) каждая семья получает на руки игрушечные деньги и список товаров, на которые их можно потратить. Можно заплатить за жильё или купить продукты, а можно приобрести игровую приставку, айфон или планшет. При этом купить сразу все товары на месячный бюджет, конечно, нельзя. Так что тут, как в жизни, приходится выбирать, на что потратить деньги, а от чего отказаться. 

Как правило, когда «семья» получает «деньги» (рубли от банка приколов) и игровое поле с «товарами», дети тут же покупают игровую приставку. Скучные покупки вроде оплаты транспорта или жилищных платежей часто остаются без внимания. И если «семье» не хватит «денег» на оплату жилья, команде «отключают электричество», а значит, члены «семьи» не смогут играть в приставку. Получается, никакой радости покупка не приносит, а игровые баллы теряются. 

Казалось бы, зачем учить детей выбирать между жилищными платежами и игрушками — они вырастут и сами научатся тратить деньги с умом, а не спускать их на развлечения и гаджеты. Но ведь наверняка у большинства из нас есть какой-нибудь знакомый менеджер по продажам с зарплатой в 25 000 рублей и купленным в кредит седьмым айфоном. Не все умеют сопоставлять свои желания с возможностями, многие влезают в долги ради необязательных покупок. Финансовой грамотности нужно учиться, и чем раньше, тем лучше. Это как уметь читать. Если в детстве человека не научили читать и он растёт неграмотным, он не читает книг, а вывески в магазинах различает по картинкам. Конечно, такой человек всё равно сможет жить обычной жизнью — устроиться на работу, завести семью. Но его возможности будут сильно ограниченны. То же самое с финансовой грамотностью. Чем раньше начинаешь ей учиться, тем лучше разбираешься в тонкостях ведения бюджета, начинаешь копить деньги и разбираться в услугах банков.

Как и когда пора учить ребёнка пользоваться деньгами?

Начинать лучше с детства. Даже совсем маленького ребёнка можно научить откладывать деньги на игрушку, о которой он мечтает, и не бросаться на яркую упаковку из рекламы. А уже потом постепенно вводить более сложные понятия: депозит, кредит, карта с начислением на остаток по счёту, ценные бумаги. Чтобы финансовая грамотность не сделала ребёнка жадным, можно научить его помогать другим — например, вместе с ним перечислять деньги благотворительным фондам и хосписам. Ещё можно вместе сходить в приют для животных, принести туда корм, подстилки, миски. Так ребёнок поймёт, что в мире много людей и животных, оказавшихся в беде, и узнает, что может сделать их жизнь лучше, если поделится тем, что у него есть. 

Первые карманные деньги психологи советуют давать детям в пять-шесть лет. Нужно объяснить ребёнку, что эти средства — его собственные. Если он хочет, он может сразу потратить их, а может положить в копилку. Ученикам младшей школы лучше выдавать небольшие суммы — по 100–200 рублей в неделю. Тем, кто постарше, можно выдавать больше. Сколько — решать родителям, ведь у всех разные финансовые ситуации и потребности. 

Часто ребёнку поначалу бывает трудно грамотно распоряжаться деньгами — он может получить карманные на неделю и потратить в первые два дня, а потом прийти к родителям и снова попросить денег. В такой ситуации лучше отказать ребёнку и объяснить, что в следующий раз он получит карманные деньги по плану — в начале следующей недели.

Можно ли в наказание лишать карманных денег?

Ребёнок должен знать: чтобы получать деньги, нужно следовать определённым правилам. То же самое будет и во взрослой жизни. Так что временное лишение карманных денег, если ребёнок не выполняет правил, — тоже вполне жизненный опыт. Но одно дело — на время отказаться выдавать карманные деньги, другое — лишить ребёнка тех денег, которые он уже накопил. Это сумма уже стала собственностью ребёнка, и отобрать её — значит, потерять доверие сына или дочери. Вернуть это доверие будет очень сложно. 

Нужна ли подростку банковская карта?

Когда ребёнок становится старше, ему можно завести банковскую карту. Это не обязательно, но такой опыт будет полезен. А если ребёнку срочно понадобились деньги, можно быстро скинуть их ему на карту. 

Прежде чем заводить банковскую карту, нужно рассказать ребёнку про мошенников и про то, как они «обрабатывают» своих жертв, чтобы снять деньги с их счетов. Нужно, чтобы ребёнок запомнил: никому, даже близким друзьям, нельзя говорить пин-код от своей карты и цифры на обороте. Когда покупаешь что-то в интернете, нужно быть внимательным и не вводить данные своей карты на подозрительных сайтах. Надёжные сайты не списывают деньги сразу, а сначала присылают на мобильный телефон, привязанный к карте, код подтверждения операции, и списывают деньги, только когда введёшь код. 

Можно ли развить в детях предпринимательскую жилку?

Здорово, если ребёнок будет знать, что в будущем ему не обязательно работать по найму — можно открыть своё дело и давать работу другим людям. Можно рассказывать истории о бизнесе, приводить в пример истории известных предпринимателей: Билла Гейтса, Илона Маска. Но начать всё-таки лучше с малого: например, попробовать организовать небольшой бизнес прямо дома. Допустим, ваш ребёнок — мастер рукоделия или любит мастерить поделки. Пусть попробует сделать несколько из них на продажу. Подросток может попробовать зарабатывать физическим трудом: выгуливать собак или подстригать газон. К такому делу нужно подойти серьёзно — вместе составить бизнес-план, учесть расходы на производство, понять, кто ваши потенциальные потребители и конкуренты, с какими проблемами может столкнуться бизнес. Первыми клиентами могут быть родные и знакомые. Если дело пойдёт успешно, можно начать расширяться — например, продавать свои поделки через соцсети.

Во что поиграть, чтобы научить ребёнка финансовой грамотности?

Есть целая куча игр, которые учат детей обращаться с деньгами. Многим очень нравится игра «В сыщика». Сначала игроку нужно перечислить признаки настоящих денег: защитные волокна, ныряющая металлизированная нить, радужные полосы, микроперфорация, водяные знаки, цветопеременная краска, рельефные изображения. Потом предложите ребёнку изучить под лупой купюры из кошелька и найти на них признаки настоящих денег. Ещё интересно вместе с ребёнком сделать его первую копилку. Например, пусть он нарисует на бумаге свою финансовую цель (предмет, на который он копит), а потом прикрепит рисунок к стеклянной банке. В эту банку он потом будет складывать купюры и монетки. Можно смастерить копилку или купить в магазине заготовку, чтобы вместе собрать её и раскрасить. 

Когда ребёнок становится старше, задачу можно усложнить и придумать несколько финансовых квестов. Например, чтобы показать, как отличаются друг от друга цены в разных магазинах, можно вместе составить список из продуктов определённых марок, которые вы обычно покупаете, а потом вместе пройтись по магазинам. Пусть ребёнок выпишет цены на одни и те же товары в разных торговых точках: в супермаркете, продуктовом у школы и возле дома, а потом их сравнит и посчитает, сколько денег вы сэкономите, если будете подходить к покупкам разумно. Ещё можно искать ловушки для бюджета: например, невыключенный свет или телевизор, оставленный включённым кран с водой. Поиграйте в контролёра: пусть ребёнок всегда проверяет, не горит ли где-нибудь свет и не оставил ли кто-нибудь течь воду в раковине. Постепенно это научит экономить ресурсы и поможет ребёнку выработать привычки, полезные для личных финансов.

Автор: Ирэн Шкаровская, начальник управления стратегических коммуникаций Банка Хоум Кредит, эксперт портала moneykids.ru


Источник: Секрет фирмы

ЕЩЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ