13.03.17
Не совершай ошибку
Не совершай ошибку

Идеальных родителей в природе не существует – мы все совершаем ошибки. Хорошего родителя от плохого отличает стремление сократить количество ошибок до минимума. Давайте узнаем, какие ошибки чаще всего совершают взрослые при финансовом воспитании детей и как их избежать.

Рассказывайте о деньгах

Не рассказывая о деньгах, мы позволяем ребёнку искать информацию самому. И кто знает, какие источники ему попадутся.

Это для вас деньги – нечто само собой разумеющееся. А для ребёнка это штука совсем непонятная, и у него возникнет желание разобраться, что к чему. Помните, что мы живём в веке информационных технологий. Как бы вы ни ограждали ребёнка от интернета и телевидения, он всё равно находится в информационном поле – ему расскажут другие дети, он ухватит-таки кусок информации из телевизора, пока его смотрит папа, и так далее. Информация везде, а качество её разное. Очень легко попасть в источники, предлагающие чрезмерно лёгкое отношение к деньгам, мошеннические ресурсы. Неверное понимание функции денег может повлечь за собой не только неразумные траты во взрослой жизни, но и склонность к криминальной деятельности. Поэтому нужно обязательно говорить о деньгах – рассказывать, как и зачем они были придумали, в чём их функция. Чуть позже также нужно будет разговаривать о различных финансовых институтах и услугах. В этом вам поможет наш курс.


Проводите прямую связь между деньгами и трудом

Не объясняя, что деньги – это результат труда, мы лишаем ребёнка понимания стоимости денег.

Важно донести до ребёнка, что деньги достаются нам не просто так. Посудите сами – почти ничто в его жизни на это не указывает. Родители работают – но ребёнок не видит этого, он не знает, что они делают. Карманные деньги дают ему просто так.

Расскажите ребёнку, как вы сами зарабатываете деньги, как это делают другие люди. Объясните, что на количество денег влияет образование человека, его навыки. Можно устроить небольшой экскурс в историю и рассказать, как люди перешли от натурального обмена к деньгам. Так вы донесёте до ребёнка, что деньги – это не просто бумажки, на которые можно что-то купить, а результат большого труда.


Старайтесь понимать, что ребенку на самом деле нужно

«Откупаясь» от ребёнка, мы лишаем его важных человеческих эмоций и учим нездоровым отношениям

Некоторые родители как бы откупаются от ребенка. «Я обещал провести с тобой день, но не смог, вот тебе игрушка, не расстраивайся». Это убережёт нас от детских слёз в эту минуту, но в будущем может сказаться – «недолюбленный» человек и сам не научится любить. Зато научится манипулировать слезами и обидами и перестанет доверять вам.

Детям нужно, чтобы вы проводили с ними время, говорили, делили приятные эмоции. И никакими подарками это не заменить.


Уделите внимание своим финансовым привычкам

Дети перенимают привычки родителей. Что бы вы ни рассказывали своему ребёнку, учится он на вашем примере

Чтобы воспитать ребёнка финансово грамотным, важно и самим быть такими. Поэтому оцените собственное отношение к деньгам, свои привычки, которые ребёнок видит. Например, если вы берёте ребенка на шопинг, объясняйте ему, почему лучше зайти в тот или иной магазин, расскажите о скидках. Обязательно озвучьте бюджет на покупки и объясните, какую долю он должен занимать в бюджете семьи. Это важно, ведь потратить 20 000 на одежду при зарплате в 100 000 – это одно, а при зарплате 40 000 – совсем другое.


Подходите серьёзно к карманным деньгам

Давая на карманные расходы как попало, мы мешаем формированию ответственного отношения к деньгам

Для того, чтобы карманные деньги помогали ребёнку учиться распоряжению финансами, они должны выдаваться по правилам:

  • Регулярность. Если деньги приходят неожиданно – то каждый день, то раз в месяц, то раз в неделю – у ребёнка просто нет шансов начать планировать наперёд. Он просто не может нарисовать себе картину будущего. Поэтому выдача денег должна происходить в определённые периоды. До 12-14 лет можно давать деньги раз в неделю, а позже – два раза в месяц, как зарплату. Так ребёнок сможет распределять расходы, ставить цели, планировать важные для него покупки.

  • Адекватная сумма. Если карманных денег хватает ровно на школьные обеды, ребенок не станет учиться планированию, он просто будет тратить деньги по расписанию. Обязательно должно быть некое количество свободных денег, решение о трате которых будет принимать только сами ребёнок. При этом слишком большие суммы давать не стоит – имея возможность купить всё желаемое сразу, ребёнок также не научится копить.

  • Гарантированность. Не нужно наказывать ребёнка отъёмом карманных денег – если он составил себе план движения к цели, такие «штрафы» его сломают, лишая ребёнка желания планировать в дальнейшем. Лучше использовать положительную мотивацию (давать «премию» за хорошие поступки), а не негативную (отнимать карманные деньги за плохие).

Объясняйте, а не ругайте

Дети совершают ошибки – это ведь их первые шаги в финансовой жизни. Ругая их, мы отбиваем мотивацию учиться дальше

Позволяйте ребёнку совершать ошибки – это нормально, именно на них мы и учимся в первую очередь. Допустим, ребёнок копил на игровую приставку, но вдруг спустил все накопления на что-то другое. Ну и что? Неужели мы сами такого никогда не делали? Объясните ему, в чём его ошибка, помогите сделать выводы на будущее, но не ругайте и тем более не наказывайте сокращением суммы карманных денег. В следующий раз у него всё получится.


Доверяйте своему ребёнку

Позвольте ребёнку иметь личные границы, в которые никто не может вмешаться.

Если у вас уже подросток, а не маленький ребёнок, не надо требовать отчёта за каждую копейку карманных денег, пусть это будет целиком его ответственность. Подросткам особенно важно чувствовать, что ему доверяют, не пытаются контролировать каждый его шаг, позволяют принимать самостоятельные решения. Растущий в тёплой доверительной атмосфере ребёнок сам будет обсуждать свои цели с семьёй и просить совета при необходимости.


ЕЩЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ